Олег Бахматюк: Я знаю, как привлечь в страну $25 млрд.
Беседовала ТАТЬЯНА МОКРОТОВАРОВА, Комментарии / 11.06.2010 13:03
О том, какие условия необходимы для развития этого интереса и как Украина может заработать на мировом продовольственном кризисе, «k:» рассказал председатель совета директоров Avangardco IPL Олег БахматюкВыход «Авангарда» на ІРО аналитики оценили как успешный, но уже через несколько дней после размещения биржевые котировки акций начали падать. Насколько оправдались ваши ожидания от ІРО?
Мы удовлетворены выходом на ІРО. И дело не только в экономическом эффекте. Это первый за последние два с половиной года выход украинской компании с размещением на Лондонской фондовой бирже. Во время подготовки к этому мероприятию мы общались с представителями более чем 100 крупнейших фондов из 14 стран континентальной Европы. 90% из них подали заявку на капиталовложение. Считаю, что они поверили не только в нас, но и в Украину в целом. Что касается снижения котировок, то это произошло из-за падения рынка как такового и не было связано с объективными финансовыми показателями компании. На падении рынка четко проявляются сектора, которые являются наименее рискованными и наиболее привлекательными для инвесторов. Аграрный сектор именно такой. Как известно, «Тройка Диалог» реализовала опцион green shoe (green shoe — опцион на выкуп определенного пакета акций по цене размещения, выполняет роль страхового запаса, который может быть использован частично или полностью для поддержки акций во время первого месяца размещения. — Ред.) на 2,15% акций «Авангарда».
Полученные от ІРО средства вы планируете вложить в строительство двух птицекомплексов. В Украине уже наблюдается перепроизводство продукции птицеводства. На каких рынках планируете сбывать продукцию, которая будет производиться на новых мощностях?
Мы не планируем существенно расширяться на внутреннем рынке. Наша цель — из локальной компании превратиться в транснациональную, поэтому нас интересуют внешние рынки. Два современных птицекомплекса, которые мы строим, по мощностям и уровню модернизации не будут иметь аналогов на евразийском континенте.
На данный момент в мире наблюдается дефицит продуктов протеиновой группы, и, по прогнозам аналитиков, в будущем он только будет возрастать. Куриные яйца — самый дешевый источник протеина, поэтому спрос на них тоже будет расти. Мы поставляем свою продукцию в 16 стран. В прошлом году экспортировали на рынки Ближнего Востока около 300 млн. яиц в скорлупе, а на рынки Дальнего и Ближнего Востока поставляем сухой яичный продукт (в 2009-м в эквиваленте 300 млн. штук яиц). Доходы от экспорта в общем объеме выручки сейчас составляют порядка 11%, и мы намерены довести его долю до 30% к концу 2012 года. Кроме того, нас интересует рынок ЕС, потенциал экспортных поставок которого мы оцениваем в 10–15% от общего оборота компании в следующие два-три года и планируем нарастить объем экспорта в страны Евросоюза до $100 млн. Это план до конца 2012 года.
Какова рентабельность яичного бизнеса?
Компания представляет собой вертикально интегрированную модель бизнеса. В компании сконцентрированы пять бизнес-сегментов, которые имеют свою маржинальность. При вертикальной интеграции бизнеса происходит концентрация маржинальности на конечной продукции, в нашем случае это яйцо и яичные продукты. Маржинальность на конечную продукцию включает в себя маржинальность — инкубации, зон выращивания, производства комбикормов, производства яиц. По итогам 2009 года рентабельность нашего бизнеса составляет около 34%, но, к примеру, рентабельность производства комбикормов — 8–15%, а производства яйца — порядка 18%.
Недавно завершилась очередная инспекция представителями ЕС украинских производителей продукции птицеводства. Как вы думаете, когда Украине удастся прорваться на европейский рынок?
Еврокомиссары провели аудит на нашем ивано-франковском заводе по производству яичных продуктов, и мы надеемся до конца года полностью завершить все сертификационные процессы. Дело в том, что процесс доступа на европейский рынок чрезвычайно забюрократизирован и нуждается в лоббировании интересов отечественных производителей государством. Нужно понимать, что открытие европейского рынка — это вопрос времени, поскольку дефицит яиц в Европе через два-три года достигнет 10–15% от общего объема производства. Вопрос в том, кто будет удовлетворять этот спрос?
По прогнозам FAO (Food and Agriculture Organization), в 2012 году разразится мировой продовольственный кризис. Стремительный рост населения в Азии, Северной Африке и на Ближнем Востоке, повышение уровня доходов населения в этих регионах — это те глобальные факторы, которые формируют новую культуру питания, удовлетворить запросы которой мировые аграрные рынки сегодня уже не в состоянии. Дело не только в общем росте спроса, но и в изменении культуры питания, требований к калорийности пищи. Люди, которые раньше преимущественно питались рисом, начинают есть печенье, бисквиты, майонез, мороженое и т.д. Страны, которые сегодня являются экспортерами продуктов питания, в ближайшие пять лет превратятся в нетто-импортеров. И это спровоцирует глобальное перераспределение рынка. В качестве примера подобных преобразований можно привести ситуацию на рынке сухого молока: когда этот продукт начала закупать Индия, цены на него за два-три месяца подскочили в 3,5 раза.
Именно поэтому угроза дефицита продуктов питания беспокоит Европу, которая уже сейчас решает вопрос своей продовольственной безопасности. Мировые эксперты рекомендует ЕС рассматривать Украину в качестве одного из ее потенциальных гарантов или, другими словами, продовольственную подушку безопасности. А это открывает для нас огромные перспективы. Чтобы воспользоваться этим шансом, мы должны продемонстрировать, что готовы исполнить эту роль.
Однако пока украинская продукция за границей не пользуется популярностью в результате постоянных, хотя отчасти и безосновательных обвинений в ее низком качестве. Что вы думаете по этому поводу?
Скандалы относительно качества — один из приемов торговых войн, которые были, есть и будут. Их не надо бояться, но их нельзя игнорировать, как это происходит сейчас. Умение продавать свою продукцию на чужой территории — это умение заставить экономику чужого государства работать на тебя. Это не простая игра, в которой Украина пока вообще не принимает участие. Вступить в эту игру — первый обязательный шаг на пути повышения конкурентоспособности страны. Так же как посол США постоянно поднимает вопрос относительно квот на поставку курятины в Россию, и наши чиновники должны отстаивать интересы отечественных производителей зерна, мяса, сахара и тому подобного в Азии, на Востоке или в той же России. Сейчас централизованная модерация интересов Украины на внешних рынках фактически отсутствует, и поэтому нашу роль и наше место за нас определяют другие страны. Надо менять и менталитет, и людей, которые представляют страну на внешних рынках. Однако начинать работать следует уже сегодня, чтобы через год был результат. Я был в Дубае 22 раза, пока наша яичная продукция вышла на рынок Ближнего Востока. Если ты не стучишь в двери, тебе никто не откроет. И вместо украинского яйца будет поставляться китайское, индийское или марокканское. Внешний лоббизм интересов — дело не одного дня. Но это единственная возможность превратиться из страны, которой искусственно отводят роль сырьевого придатка, в государство, которое умело распоряжается своими инвестиционными потоками.
Чем привлекает и чем отпугивает инвесторов украинская аграрная отрасль?
Ее привлекательность обусловлена в первую очередь конъюнктурой. В ближайшие 50 лет, как прогнозируют большинство аналитиков, человечество будет ощущать дефицит еды и энергии, что и определяет два главных направления, по которым будут направлены инвестиционные потоки. И этот процесс уже идет. Например, на сегодняшний день восемь арабских стран объявили о создании фонда общим объемом в $140 млрд., в рамках которого будут утверждаться долгосрочные, на 10–20 лет, программы по производству мяса, сахара, выращивания зерна для обеспечения потребностей региона. Понимая, какой огромный потенциал имеют Ближний Восток и Северная Африка, эти страны хотят увеличить свою регулирующую роль и заработать денег.
В аграрный сектор Украины, учитывая ее уникальное географическое положение и земельный потенциал, в ближайшие пять лет инвесторы готовы вложить по меньшей мере $25–30 млрд. И я знаю, как эти средства можно привлечь. Для этого на уровне государства нужно придерживаться нескольких принципов. Первый — понимание самодостаточности территории. Мы всегда ожидаем, что за нас кто-то что-то сделает — откроет границы, предложит сотрудничество, даст денег. Поскольку Украина сегодня не является самодостаточным игроком (в формировании стратегии, умении продать себя, в ведении политической и интеллектуальной дискуссии), то ее никто не воспринимает как серьезного партнера. Именно с позиций самодостаточности представители министерства АПК должны вести переговоры, например с представителями арабского фонда или властью Казахстана и России относительно создания зернового ОПЕК.
Нужно избавляться от комплекса второсортности. Если Украина будет позиционировать себя как базовую территорию относительно обеспечения определенными продуктами питания, скажем, ЕС, Индии или Малайзии, с ее мнением будут больше считаться во всем мире. В результате экономическое влияние конвертируется в политическое. Конечно, эту стратегию возможно реализовать при соблюдении второго принципа — установление и выполнение прозрачных правил игры. Ведь важно не только пообещать, но и выполнить. Для инвесторов безопасность — больше, чем доход. И это еще один важный элемент создания репутации надежного партнера.
Может ли забота о продовольственной безопасности других государств негативно отразиться на украинском рынке? Ведь мы все больше становимся импортозависимой страной по определенным позициям, и население болезненно переживает эскалацию цен...
Я считаю, что цены на продукты и в мире, и в Украине будут расти. Если Украина остановится на сегодняшнем уровне развития АПК, то цены будут немного отставать от мировых и все равно будут расти. Но если Украина увеличит свой потенциал и вдвое увеличит производство товаров протеиновой группы, то по этой категории цены всегда будут на 30–40% ниже мировых. Если нет, то на них будет влиять уровень импорта и колебания мировой конъюнктуры. К тому же в ближайшие 15–20 лет объем поступления импорта у нас может стать меньше, он сместится в более платежеспособные страны. То есть импортные товары будут идти и к нам, но за них придется платить еще большую цену, поскольку мы не сможем влиять на чужого производителя так, как влияем на своего. В данном случае наращивание собственного производства — это и есть эффективная борьба с неконтролируемым ростом цен. Если же сдерживание цен будет иметь регулятивный характер, эффект будет мгновенный, но впоследствии мы получим кратное увеличение проблем.
No comments:
Post a Comment